Предлагаю свои услуги в автоматизации построения отчетности.
За свою практику я участвовал в автоматизации подготовки разнообразных отчетов. Использовались следующие
инструменты визуализации: Excel, Access, BusinessObjects, Crystal Reports,
QlikView, Pentaho, да и просто в HTML+JavaScript иногда приходилось рисовать
отчеты.
Основные трудности были всегда не столько в визуализации,
сколько в сборе и компоновке информации, получаемой порой из разных источников:
хранилище данных, OLTP системы, комнатные базы данных, Excel файлы, приходящие
по электронной почте и т.д.
Неполный (но периодически, по мере появления настроения и свободного времени, пополняемый) список отчетов,
которые я когда-то делал (или в создании которых принимал участие), условно поделены здесь на три сегмента:
Производственное предприятие
Банковская тематика
Интернет-магазин
Производственное предприятие
Я занимался управленческой (т.е. не налоговой и не бухгалтерской) отчетностью производственного
предприятия. Она похожа на бухгалтерскую, но имеет
кардинальное отличие. Бухгалтерскую отчетность делают по принуждению.
Управленческую отчетность делают для достижения внутренней прозрачности и
используют в качестве помощника в принятии руководством управленческих решений.
Управленческая отчетность с одной стороны более детализирована, чем
бухгалтерская отчетность, а с другой стороны не требует той информации, стоимость получения
которой дороже ценности информации. Ну и оперативность подготовки управленческой отчетности обычно повыше, чем у обязательной отчетности.
-
Панель управления (Dashboard) руководителя. По сути дела представляет собой
сбалансированную карту показателей из четырех проекций: финансы, клиенты, процессы,
инфраструктура. В каждой проекции показатель нарисован в виде спидометра
-
Финансы:
Рентабельность активов, Рентабельность собственного капитала, Стоимость
собственного капитала, Рентабельность инвестиций по прибыли, Денежный
поток по основной деятельности, Рентабельность продаж, Оборачиваемость
дебиторской задолженности, Стоимость компании, рассчитанная
дисконтированием денежного потока, Стоимость собственного капитала.
-
Клиенты:
Индекс удовлетворенности клиентов, Объемы повторных продаж, Индекс прироста
клиентов, Индекс узнаваемости бренда, Объем
продаж в собственной розничной сети.
-
Процессы:
Доля брака, Среднее время обработки заказа.
-
Инфраструктура:
Число собственных магазинов, Число магазинов партнеров, Доля интернет
сайта в продажах, Число сотрудников, Доля персонала по сегментам
(производство, ИТ, продажи, бухгалтерия…), Текучка
кадров.
Данный отчет является активным, т.е. после нажатия на любой
из спидометров открывается новый отчет с детализацией информации. И та
детализация иногда детализируется дальше. С точки зрения пользователя
(руководителя) происходит интерактивное путешествие по отчетам с целью
досконально разобраться и безошибочно наградить/наказать/дать указания.
-
Составляющие «цены продажи» продукции.
Диаграмма для каждого продукта , включающая в
себя затраты на:
рекламу,
проектирование и дизайн, материалы, амортизацию оборудования, расходы на
производственный персонал, транспортные расходы, комиссионные расходы
(партнеры), аренду, бухгалтерию, hr, юристов,
менеджмент, налоги, проценты по кредитам. И завершающим кусочком этого
пирога является нераспределенная прибыль
. Чтобы построить такую
диаграмму (выглядит она просто и очень интересно, особенно для ответа на
вопрос: почему от продукта к продукту доли меняются?) так вот, чтобы
построить такую диаграмму, пришлось настраивать всю систему
управленческого учета. Конечно, в этом проекте я работал не один. И самое
активное участие принимал заказчик. И было интересно.
-
Отчет о прибылях и убытках.
Таблица из двух столбцов с переменным количеством строк. Слева – статьи
доходов, справа – статьи расходов, справа же и прибыль.
-
Отчет о движении денежных средств.
Тоже талбица с переменным количество строк. Слева – поступления,
справа – выплаты, разница между ними – свободный денежный поток.
-
Управленческий баланс. Таблица из
двух колонок: активы слева, пассивы справа.
-
Вариационный анализ маржинального
дохода по центрам финансовой ответственности
. Строки заполнены
центрами финансовой ответственности, четыре столбца представляют собой:
Маржинальный доход за период 1, Маржинальный доход за период 2, Разница
между двумя столбцами в абсолютном выражении и в процентах.
-
Вариационный анализ затрат по центрам
финансовой ответственности
. Все то же, что и с маржинальным доходом, только
вместо доходов показаны затраты.
-
Отчет о кредиторской и дебиторской
задолженности
.
-
Отчет о запасах сырья, материалов и комплектующих.
-
Отчет о запасах готовой продукции.
Банковская тематика
По отчетам, которые делались в банках, у меня при
себе не осталось ничего из электронных материалов. И даже названия отчетов
приблизительные. Указываю я эти отчеты в списке только для того, чтобы
потенциальный заказчик мог понять степень моей зрелости и то, могу ли я
говорить с заказчиком на его языке без переводчиков, в роли которых обычно
пытаются выступить бизнес аналитики.
-
Реализованный доход по продуктам на финансовых рынках. В
разрезе по каждому финансовому инструменту показывает сегментированный
доход за период: разница цен покупки/продажи, дивиденды, комиссия по
брокерским операциям, процент по купонам и т.д.
-
Доходы от операций по сделкам РЕПО – показывает ссудный
процент, полученный банком за период от операций РЕПО.
- Доходы от операций на валютном рынке.
- Вариационная маржа в разрезе по фьючерсам
-
Портфель МБК. Отчет, расписывающий каждую сделку по полям:
Номер сделки, Размер кредита/депозита, Срок сделки (Overnight,
другое), тип процентной ставки (плавающая, фиксированная), Валюта сделки,
Тип выплаты процентов (периодически, по завершению сделки) и т.д.
-
Отчеты по клиентской позиции маржинальной торговли (Margin Trading).
Целый комплекс отчетов, формирующихся в условиях, близких к реальному
времени, основная цель которых не дать клиенту, отдавшему в залог деньги
или бумаги для увеличения торгового плеча, «доиграться» на бирже до полной
потери всех своих активов.